Довольно плотно и долго изучаю тему метро, и вот, решил поделиться некоторыми данными по станции Арбатская глубокого заложения. Станция, как известно, была открыта 5 апреля 1953 года, через месяц после смерти Сталина. Конкурс проектов для этой станции проходил в 1952 году, когда появилась информация об открытии данного глубокого радиуса. Для станции Арбатская было решено использовать проект Л.М.Полякова, уже зарекомендовавшего себя такими шедеврами как Курская-радиальная, Калужская (Октябрьская). Здесь мы узнаем его почерк по большой кольцевой люстре (такая есть на Курской), есть и красивые торшеры около эскалатора.


Григорий Опрышко. Мозаика "Иосиф Сталин" в вестибюле Арбатской.

Станция построена в стиле барокко. Богато украшенный наземный павильон исполнен в виде трехпроходной триумфальной арки (ныне надстроен другим зданием), а залы станции украшают бронзовые люстры и шикарные лепные рамы на сводах и стенах. На этих рамах, расположенных на своде центрального зала, я и хотел заострить внимание. Как известно, в то время практически любая станция украшалась мозаиками различного исполнения. Мозаики предусматривались и в проекте Арбатской. Для большой рамы, расположенной напротив эскалаторов, в наземном вестибюле, планировался мозаичный портрет И.Сталина в полный рост. Он был заказан художнику Г.Опрышко, изобразившего Сталина на фоне победных знамен. Заказ на 25 мозаик, для сводов центрального зала был отдан художнику П.Д.Корину, закончившему как раз работу над мозаиками Комсомольской. За 1952 год он выполнил эскизы на тему «Становление Руси». Корин продолжил развивать патриотическую тему метро того времени. Он изобразил портреты полководцев, включая всех, кого перечислил Сталин в своей речи 7 ноября 1941 года. Также был изображен Юрий Долгорукий, Иван Третий, изображенный в момент попирания ханской грамоты, в знак свержения ига. На некоторых мозаиках предлагались портреты маршалов времен ВОВ. Некоторые мозаики должны были изображать не людей, а воинские эмблемы и оружие: перекрестные мечи, ружья, автоматы; орден Победы, Красную Звезду и т.д.


Павел Корин. 1952. "Юрий Долгорукий". Эскиз для станции Арбатская

К сожалению, мозаики реализованы не были. Не могу сказать, что послужило причиной для этого. Мозаики на некоторых станциях устанавливались и после смерти Сталина, но видимо и без того насыщенный декор станции решили не перегружать. Также при Хрущеве стал осуждаться культ отдельных людей и руководителей, в искусстве стал насаждаться «культ народа», неизвестных героев, абстрактных людей – эскизы не подходили под этот принцип, что тоже могло помешать их реализации. Примерно в 1956 году была разобрана единственная мозаика той станции с портретом Сталина.


Павел Корин. 1961. "Петр Великий". Эскиз для станции Арбатская

В 1961 году, после прошедшего 22 съезда КПСС, осудившего преступления Сталина и решив избавиться от наследия культа вождя, Корина попросили переработать 2 мозаики Комсомольской и некоторые эскизы для Арбатской (видимо, еще теплилась надежда на их реализацию). Для Арбатской вместо попавших в опалу политических деятелей Корин изобразил Петра Первого и несколько других рисунков. В 1963-64 годах на Комсомольской были установлены новые мозаики, но 25 великолепных мозаик Арбатской так и остались в проекте.


Станция метро Арбатская. Здесь планировалось установить мозаики


Люстры на станции Арбатская

Stalinskoe.ru

bitrixonrails.ru Негде испытать удачу? слоты вулкан: торнадо острых эмоций запомнится надолго!