Из недавней поездки в Петербург привез эмоции и фотографии тамошнего метрополитена. Разумеется больше всего меня интересовала первая очередь метрополитена - "сталинская". Конечно невозможно было не обратить внимания на станцию Нарвская - центральную, без сомнения самую парадную станцию. Название "Нарвская" ей было получено в честь Нарвских триумфальных ворот, стоящих на площади, на которую выходит вестибюль. По проекту она должна была носить наименование "Сталинская", поэтому авторы постарались сделать её максимально красивой. За основу, судя по всему, ими была взята одна из лучших станций третьей очереди московского метро - Электрозаводская, которая получила Сталинскую премию. Это было явным акцентом, что станцию "наверху" понравилась. Ряды необычного освещения в виде круглых плафонов здесь были заменены на "световоды" - лампы, заключенные в хрустальные продольные плафоны. Фриз очень красиво оформлен темно-красной смальтой с золотой лавровой гирляндой. Просто отличное сочетание цветов!

Торец станции по всем канонам "Сталинского метро" был украшен смальтовым панно. Мозаикой была выложена картина художника Герасимова "Сталин на трибуне". Красная смальта знамен на панно и фриза составляли красивую композицию.


На заднем фоне мозаичное панно. 1955.


Мозаичное панно в торце "Сталин на трибуне".


В 1961 году после окончательной десталинизации панно было демонтировано. Хотя некоторые источники утверждают, что оно сохранилось - я всё же не склонен верить в такие байки. Прежде чем в аванзале торца разместился служебный линейный пункт - стена была закрыта мрамором, что подтверждает фотография:


Пустая торцевая стена на Нарвской в 1960-х годах.


Современный вид станции. Торец занят служебным помещением.


Необыкновенной красоты фриз!


Парадная эмблематика на вентрешетке. Венок из дубовых листьев, в центре символ державы - серп и молот.

Барельефы на пилонах Электрозаводской здесь были превращены в горельефы на углах пилонов, позволив украсить перспективу центрального зала. Пассажир смотря по продольной оси - видит все горельефы, что создает ритмику между пилонами. На первом плане горельеф превращен практически в круглую скульптуру, фигура буквально выходит из стены, что действует на зрителя. Рельеф сделан из гипса, хотя ясно, что это мера временная и они должны быть мраморными. Но борьба с излишествами пришла внезапно.

Всего горельефов выполнено 48, среди них 12 различных тем. Каждая из них посвящена народу: труженикам или военным.


Колхозники.


Метростроевцы.


Советские воины-победители. Трогательная тема.


Текстильщицы-ткачихи.


Кораблестроители.


Художники, архитекторы.


Школьницы с учительницей.


Моряки.


Селекционеры.


Строители. В руках у мужчины макет вестибюля Нарвской. Женщина сидит на кирпичах.


Литейщики.


Врачи. Виноград символизирует изобилие. Из руки женщины что-то украли?

Монументальность станции подтверждает её статус "центральной" среди других станций первой очереди. Она должна была соответствовать "важному" наименованию. В наземном вестибюле тоже много интересных вещей, но об этом надо написать отдельно.

Stalinskoe.ru