Все-таки красивая это вещь – мозаики в метро! Как они облагораживают вид станции, делают ее интересной и разнообразной. Впервые смальтовые мозаики в московском метро были использованы на станции Маяковская второй очереди. В 35 куполах разместились лаконичные панно на тему «Сутки страны Советов», выполненные по эскизам художника Александра Дейнеки. Дейнека ставил своей задачей создать эффект «прорыва в небо», то есть, чтобы пассажир метро мог поднять голову и увидеть мотивы, где фоном выступает небо. К сожалению, художник не может влиять на проект архитектора и с Маяковской получилось не совсем удачно – мозаики были установлены очень глубоко в купола, что позволяет смотреть мозаику только находясь строго под ней. Учитывая большое количество мозаик – это довольно утомительно.


Александр Дейнека. 1941. Панно "Машиностроение Донбасса"

После конкурса проектов станций третьей очереди за проектирование станции Павелецкая взялись архитекторы братья Веснины. Темой оформления они выбрали Донбасс – этому послужила близость станции к Павелецкому вокзалу, откуда отправляются поезда до Донецка. Станцию также предлагалось назвать «Донбасской». Проект станции был несколько похож на Маяковскую (те же колонны при глубоком заложении) и Веснины решили использовать смальтовую мозаику на своде центрального зала. Всего на станции предполагалось разместить 14 мозаик восьмигранной формы, 3 метра по диагонали.


Александр Дейнека. 1941. Панно "Яблочные сады".

Для выполнения эскизов мозаик Веснины обратились к Дейнеке. Он согласился. Дейнеку всё устраивало: в проекте Павелецкой мозаики должны были размещаться прямо на своде, без углублений и куполов, что позволяло рассматривать их издалека, а также размер мозаик был больше. Тема мозаик тоже была ясна, она называлась «Донбасс – Всесоюзная кочегарка».Через некоторое время эскизы были закончены. Рисунки были сделаны в таком же стиле, как и на Маяковской – пассажир как бы «подсматривал» за происходящим на земле и видел всё происходившее снизу, как из окна в потолке.


Александр Дейнека. 1941. Панно "Авиация".

Вскоре началась война, набор мозаик происходил в блокадном Ленинграде в мастерской В.Фролова. В 1942 году мозаики были доделаны и отправлены в Москву. Дейнека где-то на заводском дворе заливал восьмигранники, чтобы сделать прочное основание для мозаик. Из-за регулярных бомбежек администрация приказала срочно убрать мозаики со двора, т.к. «они могут привлечь внимание своим золотым отражением». Залитые в цемент мозаики были опущены краном в ямы для временного хранения.


Александр Дейнека. 1941. Панно "Парад физкультурников".

Тем временем металлоконструкции, предназначенные для Павелецкой попали на временно оккупированную территорию. Проект станции пришлось срочно менять и делать ее без центрального зала – двухсводчатой (проект А.Душкина). Мозаики становились ненужными. И.Г.Таранов, архитектор Новокузнецкой, узнав об этом, решил установить мозаики на своей станции. Конечно, можно утверждать, что это перенасытило и без того нагруженную архитектурными элементами станцию, но зато это спасло часть мозаик. Из-за относительно небольшой длины центрального зала Новокузнецкой на своде удалось разместить 6 восьмигранных мозаик и еще одну – «Парад физкультурников» установили в наземном вестибюле.


Александр Дейнека. 1941. Панно "Лыжники и торжество индустриализации".

Остальные 7 мозаик так и продолжали лежать в земле. Куда они делись потом или до сих пор лежат там же – неизвестно. На утраченных мозаиках были изображены композиции: «Танец», «Футбол», «Заводы». Вот такие коррективы внесла война в оформление станций. Дейнека для метро после Новокузнецкой ничего не делал. (Здесь подборка его самых интересных, на мой взгляд, работ).


Александр Дейнека. 1941. Эскиз мозаики "Заводы". Нереализован.

Stalinskoe.ru - экскурсии по метро.