Хотелось бы сегодня познакомить читателей еще с одним любопытным фактом из оформления станций сталинского метро. Как известно, в то время идеология в монументальном искусстве была превыше всего, художникам было предписано прославлять народ и советскую власть. Каждая станция метро посвящалась какой-либо теме, а конкретизация этой темы шла через различные произведения искусства: мозаичные панно, рельефы, скульптуры. Станция Павелецкая кольцевой линии была отдана (давно забытой на сегодня) теме Сталинского плана преобразования природы — одной из «Великих строек коммунизма».

План был принят по инициативе И. В. Сталина и введен в действие постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 20 октября 1948 года «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР». План не имел прецедентов в мировом опыте по масштабам. В соответствии с этим планом предстояло посадить лесные полосы, чтобы преградить дорогу суховеям и изменить климат на площади 120 миллионов гектаров. Проект, рассчитанный на период 1949—1965 гг., предусматривал создание 8 крупных лесных государственных полос в степных и лесостепных районах общей протяженностью свыше 5300 километров.


Говорков В.И. Агитационный плакат, 1949.

«Планом намечено создание в течение 1950—1965 гг. крупных государственных лесных защитных полос общим протяжением 5320 км, с площадью лесопосадок 117,9 тыс. га. Эти полосы пройдут:
1) по обоим берегам р. Волги от Саратова до Астрахани — две полосы шириной по 100 м и протяженностью 900 км;
2) по водоразделу pp. Хопра и Медведица, Калитвы и Березовой в направлении Пенза — Екатериновка — Каменск (на Северском Донце) — три полосы шириной по 60 м, с расстоянием между полосами 300 м и протяженностью 600 км;
3) по водоразделу pp. Иловли и Волги в направлении Камышин — Сталинград — три полосы шириной по 60 м, с расстоянием между полосами 300 м и протяженностью 170 км;
4) по левобережью р. Волги от Чапаевска до Владимировы — четыре полосы шириной по 60 м, с расстоянием между полосами 300 м и протяженностью 580 км;
5) от Сталинграда к югу на Степной — Черкасск — четыре полосы шириной по 60 м, с расстоянием между полосами 300 м и протяженностью 570 км;
6) по берегам р. Урала в направлении гора Вишневая — Чкалов — Уральск — Каспийское море — шесть полос (три по правому и три по левому берегу) шириной по 60 м, с расстоянием между полосами 200 м и протяженностью 1080 км;
7) по обоим берегам р. Дона от Воронежа до Ростова — две полосы шириной по 60 м и протяженностью 920 км;
8) по обоим берегам р. Северского Донца от Белгорода до р. Дона — две полосы шириной по 30 м и протяженностью 500 км.

Монументальные работы, представляющую данную тему были установлены в наземном вестибюле. Одной из работ стал мозаичный фриз, расположенный под куполом большого круглого зала. Автор мозаики – художник И.М.Рабинович. Панно появилось только через год после открытия станции, в феврале 1951 года. На мозаике изображены гирлянды 4 видов: хлеба, плоды, цветы, овощи. За гирляндами видны леса, сады, реки. На одном фоне изображен возрожденный Сталинград с новыми зданиями и большим белым монументом И.В.Сталина. В силу своей незаметности этот участок не подвергался изменениям в период борьбы с культом личности. Гирлянды разделяются знаменами из яшмы. В середине этих знамен изначально размещались небольшие бронзовые профили И.В.Сталина, В 1960-х их заменили металлическими пятиконечными звездами.


Рабинович И.М. Мозаичный фриз.


На знаменах выложены слова “Гимна о лесах”, посвященного плану преобразования природы, каждое знамя — одна строка. Если сложить все вместе, то получится:
В леса, сады мы обрядим Отчизну,
Мы на пустыни двинемся войной,
Конец навечно засухе положим,
Изменится лицо земли родной!
Над фризом расположен карниз, сквозь который ранее производилась подсветка мозаики. Без подсветки мозаика стала темной, малозаметной.


Рабинович И.М. Мозаичный фриз. Знамя "Мы на пустыни двинемся войной".

Другая монументальная работа была очень оригинальной по методу исполнения – это большое металлическое панно, обрамленное цементным рельефом, тонированным под бронзу. На нем изображена Красная площадь с мавзолеем, памятником Минину и Пожарскому и собором Василия Блаженного. Над площадью реет красный флаг, на котором ранее (до 1961 года) размещался профиль Сталина.


Панно над эскалатором. Еще есть профиль Сталина на знамени. 1960.

Рельефное геральдическое обрамление медальона выполнено в виде знамен с лентами, на которым начертаны названия городов, между которыми должны были быть созданы государственные защитные лесные полосы по плану преобразования природы. (В начале 1960-х название Сталинград будет изменено на Волгоград). Между лент изображено изобилие плодов, которое должна принести реализация данного плана.


Панно над эскалатором. Фрагмент. Лесополосы "Саратов-Астрахань, Камышин-Сталинград".

Со смертью Сталина в 1953 году выполнение плана было свёрнуто. Многие лесополосы были вырублены, несколько тысяч прудов и водоёмов, которые предназначались для разведения рыб, были заброшены. Созданные в 1949—1955 годах, 570 лесозащитных станций были ликвидированы по указанию Н. С. Хрущёва.


Панно над эскалатором. Фрагмент. Лесополосы "Камышин-Сталинград, Чапаевск-Владимировка".

Stalinskoe.ru